Victoria Malkova and Polina Moskvina

Polovic

June 15  –  June 23, 2017

Elektrozavod gallery

Выставка Виктории Малковой и Полины Москвиной

Половик

15 - 23  июня  2015

Галерея Электрозавод

Половик расхожая в обиходе вещь, от китайских поделок со словом welcome до одной из традиций народного творчества, до сих пор практикующегося в регионах, где старушки продают эти изделия возле рынков по бросовой цене от 10 рублей. Сегодня половики можно найти во всех крупных сетях, от Икеи до Леруа Мерлен и Ашана. В целом, если зацепиться за название выставки, то на ум приходят два возможных пути развития. Речь может идти либо об истории этого обыденного предмета, либо о метафоре, которую содержит в себе эта непримечательная вещь. Сами художники говорят про выставку следующее: «В этой выставке раскрываются и объединяются две присущие практики: художника и дизайнера по интерьерам. Две линии, такие похожие и вместе с тем отличающиеся принципиально, показывают, как одна история плавно перетекает в другую, образуя общий бэкграунд творческого дуэта. Традиционная техника плетения переосмысляется с иной точки зрения, в качестве образцов используются остатки холстов, визуальный ряд которых образуют паттерн, отсылающий к половику. Дополняющий ковролин – линия дизайнера, оформляющего интерьеры офисных зданий материалом, который обезличивает и соответствует корпоративному стилю. Словно кусочки дефрагментированной реальности, он распадается на мелкие пиксели, заполняя собой художественное пространство. Универсальный корпоративный «дух» апроприирует индивидуальную, часто противоречивую «волю» работника креативных индустрий. Словно химические сосуды, они дополняют друг друга, смещая фокусы с одного на другое.» Прочитав этот комментарий, можно сделать вывод, что авторы выставки ставят знак равно между двумя областями своей деятельности, а выставка строится на бытописании их опыта совместной работы как над произведениями искусства, так и над проектами дизайна интерьеров. Тем не менее, Вика и Полина выбирают именно выставку на базе некоммерческой галереи как способ отражения такого положения вещей, а не показ в дизайнерском шоуруме своих картин. Также само слово половик употребляется скорее в качестве остаточного состояния их деятельности, набора цветовых пятен, которые заполняют выставочное пространство, не находя себе места. Взбунтовавшийся половик, который не хочет, чтобы об него вытирали ноги, он захватывает территорию. Еще не обшарпанный взглядами посетителей он возводит флаг самому себе перед дверью галереи. Возможно, основная линия выставки проходит именно здесь – разрывом между двумя областями, усталостью и попытками связать все в единое целое на территории искусства. Такой сюжет свойственен многим художникам, работающим сегодня в России. Отсутствие реальной поддержки, рынка искусства вытесняет авторов на территорию свободного плавания, выживания среди непомерных арендных ставок, цен на расходные материалы. Раскол деятельности на поиск ресурсов для выживания и на желание быть максимально независимым в своей художественной практике. При этом длительное нахождение в таком режиме рождает тех, кто сумел найти неустойчивый, но все же баланс, смог приспособится к таким реалиям и создать дистанцию по отношению к мясорубке финансово-денежных отношений, так и дистанцию к художественному истеблишменту. И пусть статус  таких художников максимально нестабилен, но, по крайней мере, они делают всё, чтобы об них однажды не вытерли ноги.


Дима Филиппов